Что такое налоговая проверка и как к ней подготовиться?
Что такое налоговая проверка и как к ней подготовиться?
Налоговая проверка – серьезное мероприятие, требующее немало сил от всех участвующих в нем: и от налогоплательщиков, и от налоговых инспекторов. Нечаянная ошибка тех или других может привести к солидным штрафам, налоговым начислениям или к полной отмене таковых.
Вообще налоговые органы проводят несколько видов проверок: камеральные и выездные налоговые проверки, получение сведений (или более распространенное, но неофициальное наименование – встречные проверки), а также проверки кассовой дисциплины и применения ККТ. Весь этот комплекс позволяет достаточно разносторонне контролировать правильность уплаты налогов и соблюдение установленных правил коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Причем последний вид вообще не относится к налоговому контролю по смыслу пункта 2 статьи 1 и главы 14 Налогового кодекса РФ, более того, такие проверки не подчиняются и общим правилам государственного контроля и муниципального контроля по Федеральному закону от 26.12.08 № 294-ФЗ. Особые правила и порядок таких проверок установлены в отдельном Федеральном законе от 22.05.03 № 54‑ФЗ.
Камеральные проверки проводятся по каждой представленной налоговой декларации по правилам статьи 88 Налогового кодекса РФ. Ни о начале, ни об окончании такой проверки налогоплательщик может вообще не узнать, поскольку проводятся они, как правило, исключительно в помещении налоговой инспекции, и если никаких нарушений не будет выявлено, то и оформлять их документально не потребуется.
Встречные проверки подразумевают проверку данных, представленных в налоговых декларациях. По сути это истребование документов и сведений по статье 93.1 Налогового кодекса РФ у контрагентов проверяемой компании с целью подтверждения прав на налоговые вычеты, льготы или иные преференции.
Выездные проверки оказываются на практике одним из самых эффективных видов налогового контроля, по неофициальному мнению самих сотрудников налоговых органов. В официальном выступлении заместителя руководителя ФНС России С. Аракелова прозвучала значимая цифра: за последние годы по вынесенным в результате налоговых проверок решениям оспорить налогоплательщикам удается далеко не все, около 60 процентов от начисленных сумм поступает в бюджет. Проверка правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет за несколько прошедших лет таит в себе налоговые риски, иногда превышающие годовые обороты проверяемых компаний. При этом ошибаться могут и бухгалтеры, и инспекторы, так что гарантировать успешный результат проверки даже самым «опрятным» в налоговом отношении фирмам ничто не может.
Ошибочные выводы и утверждения со стороны инспекторов возникают не только и не столько из-за предвзятости или субъективной подозрительности. Когда-то в недрах налоговых служб существовали официальные планы на доначисления по проверкам, сейчас это стало менее официально, но стремление доначислить не менее 5 млн рублей каждому проверяемому налогоплательщику или даже 10 процентов от заработанной им выручки настойчиво проскальзывает в указующих словах руководства, обращенных к инспекторам. Тем же не остается ничего другого, кроме как «рыть» в самых дорогостоящих услугах, искать подставных поставщиков и подрядчиков, перепроверять заявленные льготы. Главный, хотя и не единственный, критерий качества работы налоговых инспекторов – сумма начисленных санкций по результатам проверок. Для обнаружения нарушений и законные права налогоплательщиков могут быть нарушены, и требования Налогового кодекса истолкованы неким особым, неведомым никому ранее образом.
И когда бизнес сталкивается с подобными методами, не только законным вмешательством в обычную хозяйственную и финансовую деятельность, но и с грубыми нарушениями в проведении налоговых проверок, противостоять такому оказывается очень и очень непросто.
А кроме Федеральной налоговой службы интерес к хозяйственной и налоговой жизни компаний проявляет также и Министерство внутренних дел, ведущее многолетнюю борьбу с однодневками. Понятно, что было бы целесообразным организовать эту борьбу так, чтобы пресекать подобные правонарушения еще на стадии регистрации, но криминал обнаруживается лишь в процессе использования однодневок или фирм-«прокладок».
Теперь уголовная ответственность грозит не только тем лицам, которые создали однодневку (ст. 173.1 УК РФ), но и так называемым номинальным руководителям и учредителям, предоставившим для регистрации фиктивного юридического лица свой паспорт (ст. 173.2 УК РФ). Санкции предусматривают лишение свободы на срок до пяти лет и могут применяться в отношении предпринимателей, использующих схемы оптимизации налогообложения с использованием подконтрольных организаций.
Но и без криминала налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности за совершение налоговых правонарушений в более мягком виде – посредством наложения штрафов. Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ, если в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога произошла неуплата или неполная уплата налога, то штраф взимается в размере 20 процентов от неуплаченной суммы. Если же налоговым инспекторам удастся доказать, что такое деяние было совершено умышленно, то штраф увеличивается вдвое.
За непредставление в установленный срок документов по статье 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. При этом следует понимать, что даже если документы были утрачены по каким-то непредвиденным и чрезвычайным обстоятельствам (например, при пожаре или промышленной аварии), то налогоплательщик может, но не обязан восстановить утраченные документы.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 26.09.11 № А40-151887/10-90-904 суд не только отказал в признании штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ правомерным, поскольку документы были утрачены при пожаре, но и отметил, что законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика принимать меры по восстановлению утраченных документов.
Налоговые инспекторы следят за правильностью учета налогооблагаемых объектов. Отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского и налогового учета расценивается как грубое нарушение правил учета. Так же понимается и систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Если организация допустила грубое нарушение правил учета доходов, расходов и других объектов налогообложения в течение одного налогового периода, то штраф по пункту 1 статьи 120 НК РФ составит 10 тыс. рублей. Если же такие нарушения обнаружились в пределах более длительного срока, то штраф взимается по пункту 2 статьи 120 НК РФ в размере 30 тыс. рублей.
В общем случае, при несвоевременной уплате налога или его части, на сумму недоимки начисляются пени по статье 75 НК РФ. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть взыскан налоговым органом принудительно. По общему правилу пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится во внесудебном порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится только в судебном порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Те же правила действуют и в отношении налогов, удержанных налоговым агентом.