г. Омск, Красный Путь, д. 101, к.2, пом.100
тел. +7(913)9699902, +7(913)6533455
23.04.2020

Налоговая проверка 2

23.04.2020

 Как стать кандидатом на выездную проверку?

Любая проверка начинается со сбора и анализа данных, и налоговая проверка не является исключением из этого правила. Исходными данными становится, прежде всего, отчетность, которую налогоплательщики сами представляют налоговым органам. По результатам анализа данных налоговых деклараций и бухгалтерских балансов налоговые инспекторы получают первую информацию о подозрительных отклонениях от заданных контрольных соотношений. Иногда из других налоговых органов поступают запросы о подтверждении тех или иных сделок в рамках так называемых встречных проверок. Это еще один источник сведений о хозяйственной деятельности компании. Сведения могут поступать от других государственных органов (местной власти, правоохранительных или социальных фондов), а также от физических лиц – жалобы от бывших работников или обманутых покупателей, например. Наконец, при проведении выездной проверки или контрольного мероприятия налоговые органы могут получить максимально подробные сведения по всем интересующим их вопросам.

Несмотря на это, каждый налогоплательщик практически постоянно находится под контролем налогового органа. По каждой сданной налоговой декларации проводится камеральная проверка, длительность проведения которой может составлять до трех месяцев согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ. А как известно, декларации (например, по НДС) представлять приходится ежеквартально, то есть каждые три месяца.

Вообще камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В ходе камеральной проверки налоговые инспекторы обычно ограничиваются анализом показателей и контрольных соотношений, но иногда камеральные проверки проводятся углубленно. В таких случаях проверка предусматривает проведение мероприятий налогового контроля, точно таких же, как и в выездных проверках.

Подобного внимания, как правило, удостаиваются налоговые декларации, в которых:

  • налоговые органы выявили противоречия и не получили в ответ на свой запрос пояснений об их причинах;
  • заявлена сумма налога к уменьшению или к возмещению;
  • заявлены льготы;
  • уточняется ранее рассчитанный и начисленный налог к уплате;
  • рассчитан налог, связанный с использованием природных ресурсов;
  • пропущен срок подачи декларации.

Но есть еще одна причина подвергнуть налогоплательщика углубленной проверке. Если в отношении того или иного лица поступили запросы из других налоговых органов, налоговые декларации будут перепроверены на соответствие с полученными по встречной проверке данными и документами. При выявлении существенных отклонений или же при обнаружении налоговым органом отсутствия налогоплательщика по указанному им адресу организация наверняка попадет в контрольные списки недобросовестных налогоплательщиков. Этого уже достаточно для привлечения особого внимания со стороны налоговых инспекторов.

Каждая налоговая декларация тщательно обрабатывается и анализируется налоговыми инспекторами в совокупности с другими данными, накопленными за длительный период налогового учета. Контролируя соотношения выручки, доходов и расходов, налоговых обязательств, налоговые органы достаточно быстро могут обнаруживать снижение налоговых поступлений в динамике, выявлять возможные причины и факторы таких отклонений. Таким образом, каждая сданная налоговая декларация может стать поводом к проведению у налогоплательщика мероприятий налогового контроля.

Мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • привлечение специалиста, переводчика;
  • осмотр помещений и территорий;
  • выемка документов и предметов;
  • инвентаризация имущества.

Практически все эти мероприятия (кроме инвентаризации) могут производиться как в ходе выездной, так и в ходе углубленной камеральной проверки.

Налоговые органы могут производить допрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо значимые для проведения налогового контроля обстоятельства (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Такие допросы производятся иначе, нежели допросы сотрудниками внутренних дел. Присутствие адвоката в этом случае не предусмотрено, а ответственность за отказ от дачи таких показаний или дачу ложных показаний наступает в виде штрафа по статье 128 НК РФ в размере 3 тыс. рублей.

Осмотру могут подвергаться любые помещения и территории, а также любые предметы и документы, если только они используются для извлечения дохода или связаны с содержанием объектов налогообложения. Осмотр производится под протокол и в присутствии понятых – не менее двух незаинтересованных человек.

Выемка документов и предметов допускается только в двух случаях: если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы в установленный срок или если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а они необходимы для проведения проверки. Выемка может производиться только в дневное время и только в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также не менее двух понятых.

Чтобы стать кандидатом на выездную проверку, необходимо выполнить несколько условий, описанных в главе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Так, например, если компания с оборотами в сотни миллионов рублей платит в бюджет не больше нескольких тысяч по всем налогам, то ее будут подозревать в искусственном занижении налогов или вообще в том, что такая фирма является однодневкой. Но это крайний случай, обычно решение о проверке принимается на основании наблюдений за финансовыми показателями в динамике по нескольким идущим подряд отчетным или налоговым периодам. Такими показателями признаются:

  • резкое снижение налоговых отчислений при сравнительно неизменной выручке;
  • убыточная деятельность на протяжении нескольких лет;
  • опасные приближения показателей к предельным (для использования льгот или специальных налоговых режимов);
  • показатели ниже среднеотраслевого уровня.

Кроме того, ряд признаков (их несколько десятков), свидетельствующих, по мнению налоговых инспекторов, о недобросовестности налогоплательщика, выявляется на этапе регистрации компании и постановки ее на налоговый учет. Такими признаками являются так называемые адреса «массовой» регистрации, «массовые» учредители или руководители, частая смена руководства и места постановки на налоговый учет. Все эти признаки лишь косвенно свидетельствуют о возможных нарушениях налогового законодательства, не являясь доказательствами такового.

Однако на любой аргумент налоговиков, подозревающих компанию в неблагонадежности, можно легко найти несколько контраргументов.

1. Низкая рентабельность бывает, когда компания осваивает новые рынки или когда цены на ресурсы растут с большой скоростью.

2. Небольшой штат, потому что каждый работает за троих или потому что компания только открылась и ей достаточно работников на этом этапе.

3. Содержать склад – дорогое удовольствие, и он не всегда необходим. Например, при оказании услуг склад не нужен. К тому же учредитель компании может иметь в собственности дом, гараж, сарай, который и выполняет функцию склада.

4. Регистрация компании прямо перед заключением договора объясняется легко: «Чтобы не плодить “мертвые” компании, мы приступили к регистрации, только когда были уверены, что наш первый контракт будет работать».

При отклонениях от норм рекомендуем подавать вместе с отчетностью пояснительную записку с подробным описанием ситуации. Это может помочь избежать проверки. Но, конечно, стопроцентной гарантии не дает. Дело в том, что налоговые органы проводят анализ отчетности и выносят решение о включении той или иной организации в план проверок без обсуждений с налогоплательщиком. Но в любом случае попытаться стоит.

Но не одними Критериями пополняются перечни кандидатов на налоговую проверку. Не так давно, когда аналитических предпроверочных отделов в инспекциях еще не было, специалисты по выездным проверкам отбирали кандидатов более простыми методами – например, получив выписку с расчетного счета и обнаружив там назначение значительной доли платежей «оплата по договору комиссии» или просто значительные суммы с НДС в пользу однодневки.

С учетом сложностей в организации этого анализа показателей финансовой деятельности, проводимого налоговыми органами, и его явного методического несовершенства проверка вполне может быть обоснована лишь тем, что «выявлено расхождение в базах по налогу на прибыль и НДС». Хотя понятно же, что база у этих налогов совпадать будет только в редчайших случаях, и уж точно не в реально работающих организациях.

На этом этапе можно сделать только один вывод: независимо от причин, попасть в перечень проверяемых организаций так или иначе может каждый. Поэтому самоанализ на предмет выявления «проблемных» аспектов позволит не только выявить возможные вопросы проверяющих еще задолго до начала проверки, но и снизить вероятность ее проведения. При обнаружении тех или иных факторов, при отклонениях от норм рекомендуем подавать вместе с отчетностью пояснительную записку с подробным описанием ситуации.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: